Рекомендации родственникам по психостимулотерапии

Первоисточник:
Доброхотова Т.А., Зайцев О.С., Гогитидзе Н.В. Психостимулотерапия в реабилитации больных с ЧМТ, сопровождающейся длительной комой: Методические рекомендации. — М., 1991.
Публикуется с разрешения авторов.

1. Активно ведите себя у постели больного: не только обращайтесь к нему, но и не стесняйтесь поглаживать, похлопывать, а иногда и теребить больного. Можно вкладывать в его руку различные по упругости, форме, поверхности предметы: гладкие, шершавые, колючие, а также холодные, горячие, теплые. Раздражайте то правую, то левую руку. Воздействие можно усилить одновременным поглаживанием и массажем.

2. Обращение к больному по имени со стороны близких должно быть различным по громкости и эмоциональной окраске. Следует отдавать предпочтение привычным до болезни обращениям. Нужно при этом менять свое местонахождение около постели, чтобы голос раздавался то справа, то слева.

3. Благоприятно влияет не только голос обращающихся к больному людей, но и прослушивание магнитофонных записей с голосами друзей и близких. Можно давать прослушивать как старые, так и новые записи, где очень знакомые больному голоса ведут речь о больном, в том числе на тему о несчастном случае, с выражениями сочувствия и пожеланиями выздоровления. Полезно прослушивание разнообразной по стилю, в том числе любимой ранее музыки. При этом варьируйте громкость и тембр звука.

4. На разном расстояния от больного производите неожиданные или периодически повторяющиеся громкие звуки (хлопки, постукивания, звонки).

5. Постарайтесь попасть в поле зрения больного, но при этом помните, что большое значение имеет не только Ваш внешний вид, но и эмоциональное состояние. Следует постараться продемонстрировать не жалость к больному, а радость от встречи с ним. Попав в поле зрения больного, перемещайтесь, чтобы спровоцировать движения взглядом, Эти действия сочетайте с обращениями к больному, простыми просьбами.

6. Меняйте положение больного с тем, чтобы освещение было то справа, то слева от него. В некоторых случаях полезно с помощью настольной лампы освещать лицо больного, то включать, то выключать ее, меняя ее месторасположение.

7. На расстоянии 20 — 30 см от лица больного показывайте ему различные крупные яркие предметы, среди которых обязательно должен быть красный. Если у Вас создалось впечатление, что больной зафиксировал взор на предмете, медленно перемещайте его влево, вправо, вверх, вниз.

8. Среди демонстрируемых предметов должно быть зеркало, фотографии больного в окружении близких. При этом поинтересуйтесь, кого он там видит, узнает ли он себя. Также полезен показ картин и рисунков, а при возможности и телепередач.

9. Несмотря на то, что у больного нет признаков понимания обращенной речи, не молчите у его постели, постоянно рассказывайте ему о чем-то, комментируйте свои действия, спокойным голосом поговорите с ним о несчастном случае, сегодняшнем положении, перспективах. Вспомните о какой-нибудь эмоционально значимой для больного ситуации.

10. Попробуйте на некоторое время создать не совсем удобное для больного положение в постели с тем, чтобы он сам постарался принять более удобное (вынул из-за спины руку, перевернулся на спину).

11. Время от времени просите его что-нибудь сделать (начиная с простых инструкций — открыть рот, показать язык, открыть или закрыть глаза, пошевелить рукой или ногой, пожать руку, повернуться и т. д.) Не отчаивайтесь, если больной не будет выполнять Ваши просьбы. Сами помогите ему выполнить их (вложите свою руку в его при просьбе о рукопожатии, постарайтесь открыть его рот, поверните больного при соответствующих просьбах и т. д.).

12. Перед тем как кормить больного, спрашивайте, хочет ли он есть. Вкладывайте в руку больного фрукты или хлеб (если восстановлено глотание), подносите их вместе с рукой больного к его рту, чтобы восстановить хотя бы элемент самостоятельного кормления. Если больной начинает подносить ко рту несъедобные предметы, спокойно отведите его руку ото рта, спокойно заметьте: «Не надо брать в рот!»

13. Когда появилась эмоциональная реакция на близких, желательны (если это возможно) визиты ранее знакомых больному лиц. Предварительно предупредите их, что в присутствии больного следует не молчать, а обязательно разговаривать с ним на разные, в том числе интересовавшие его до болезни темы, вести себя привычным образом.
Когда больной начинает понимать обращенную речь, что можно установить по выполнению простых проб, необходимо уже не только привлекать внимание, но и добиваться его устойчивости, а в дальнейшем — произвольности в действиях больного, проявлений собственной инициативы. Помимо повторений и чередования уже известных Вам приемов, обратите внимание на следующие действия:

14. Необходимо разнообразить уже выполняемые инструкции. Например, просите не просто пожать руку, а сделать это два раза, не просто пошевелить рукой, а согнуть, или разогнуть ее в локте; взять какой-нибудь предмет, выбрать его из предлагаемого набора предметов (например), из трех фломастеров выбрать красный).

15. Можно уже задавать простые вопросы — где находится такой-то присутствующий в палате человек, где окно и т. д., добиваясь, чтобы больной показывал пальцем или взглядом требуемый объект.

16. При показе фотографий и рисунков рассказывайте о том, что на них изображено, просите больного показать действующих лиц, отдельные предметы и детали Можно, предлагая фотографии самого больного, сделанные в разном возрасте, просить его показать, на какой фотографии он моложе, какая фотография последняя и т. д.

17. Предварительно и во время умывания, чистки зубов, причесывания, вытирания крошек с лица больного, показывайте ему зеркало, побуждайте его совершать эти действия самостоятельно.

18. Читайте больному вслух, лучше известные до травмы литературные произведения.

19. Добивайтесь показа больным букв и цифр, предложенных ему на выбор, затем — отдельных слов и предложений.

20. Написав на листе два слова — «да» и «нет», постарайтесь получить ответы на простые вопросы, требующие согласия и несогласия, добиваясь, чтобы больной показывал нужное слово.

21. Возможные пожелания больного запишите на одном листе (например, «хочу есть», «хочу пить», «хочу в туалет»); спрашивая, что он хочет, предлагайте сделать выбор.

22. Вкладывайте в руку больного фломастер, пишите и рисуйте его рукой, добиваясь самостоятельного письма.

23. До появления собственной речи можно объясняться жестами, прежде всего научить больного выражать согласие и несогласие движениями головы, рук. Затем научить сообщать о своих потребностях (есть, пить, сходить в туалет и т. д.). Плохое или хорошее самочувствие обозначать положением большого пальца руки.

24. Попытайтесь добиться выполнения простых математических действий — напишите его на бумаге (например, 5+5=...), попросите написать ответ. Или спрашивайте у больного: «Сколько будет..?» — и предлагайте выбрать правильный ответ из заранее заготовленной колонки цифр.

25. Просите его что-нибудь нарисовать, например: дом, дерево, человека, собаку. Более сложным иногда является задание типа: «Нарисуйте куб, над кубом — крест, слева от куба — круг».

26. На листе бумаги нанесите крупные точки и предложите больному их перечеркнуть. Более сложным является задание вычеркнуть из текста определенные буквы (например, букву «с»).

27. Помогает восстановить устойчивость внимания последовательное отыскивание цифр, расположенных на листе без определенного порядка.

28. Можно предложить больному простые головоломки (например, предварительно разрезав известное больному изображение на несколько частей, предложить ему его собрать).

29. Попробуйте поиграть с больным в простые настольные игры — карты, домино, шашки. Вначале показывайте ему отдельные карты, фишки домино, предлагайте выбрать одну из небольшого количества, затем подсказываете ему отдельные ходы, постарайтесь его заинтересовать.

30. Добивайтесь хотя бы элементов собственной речи — просите двигать языком, губами, нижней челюстью: подуть, посвистеть, помычать, сказать: «Аааа...».

31. Иногда для побуждения больного к каким-нибудь действиям, в том числе к собственной речи, полезно обращаться не непосредственно к больному, а затеять в палате диалог, касающийся больного. Например, один из присутствующих заявляет, что больной не умеет говорить. (писать, двигать рукой, открывать рот), а другой — что может, но не хочет. В этих случаях можно добиться включения больного в беседу соответствующими действиями или попытками к речи.
Восстановление речи может быть коротким или долгим в зависимости от особенностей поражения мозга, После появления мычания, отдельных нечленораздельных звуков, слогов, шепота, нужно вовремя отказаться от жестов и письменных ответов, прикладывать все усилия к совершенствованию устной речи. При этом продолжайте применять предыдущие приемы, совершенствуя и чередуя их.

32. Присутствуйте на логопедических занятиях, постарайтесь овладеть хотя бы некоторыми из наиболее важных приемов.

33. Чаще обращайтесь к больному с различными вопросами, начиная с простых типа: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Кто пришел?», «Что здесь нарисовано?» и т. п.

34. Просите больного почитать вслух — сначала отдельные слова, названия книг, затем все более сложные тексты.

35. В его присутствии громко обсуждайте различные темы, интересующие больного, добиваясь включения его в беседу.
Когда уже восстановлена фразовая речь, обнаруживается, что больной не знает, где находится, как здесь оказался, какие люди его окружают. Часто путает не только дату, но даже время суток. Затем выясняется, что у больного выпал большой период времени до и после несчастного случая; ему недоступно запоминание текущих событий, только что сообщенной информации. Главная задача на этом этапе — тренировка памяти, умения определять свое местонахождение, время, ситуацию. Продолжать побуждать самостоятельную активность больного, способствовать осознанию своих дефектов, правильному отношению к ним.

36. Многократным повторением добивайтесь — правильного определения больным своего местонахождения и времени. Можно некоторую информацию записать на видном месте (или повесить календарь) и предлагать ему посмотреть туда при неправильных ответах. Если он неправильно определяет, где находятся, предложите посмотреть вокруг на соседей по палате, спросите, почему здесь ходят в белых халатах.
При определении времени суток и времени года предлагайте посмотреть в окно.

37. В дальнейшем вопросы, касающиеся времени, можно усложнить, например, спрашивать, сколько времени назад происходило то или иное событие (завтрак, обход врачей), сколько оно длилось, сколько времени длится беседа и т. д.

38. Дайте больному часы и периодически интересуйтесь у него, который час.

39. Спрашивайте у больного не только о его желаниях, но и о предстоящих в недалеком будущем событиях. Намечайте вместе с ним на какой-нибудь час, например, принятие пищи и спрашивайте, сколько времени до этого осталось.

40. Просите больного перечислить события прошедшего дня в их последовательности (начинать следует с меньших промежутков, например, с часа). В некоторых случаях помогают специальные дневники памяти, ведущиеся больным с помощью близких, где регистрируются все события дня.

41. Просите вспомнить детали какого-нибудь недавно происходившего события, например, что он ел на завтрак, кто к нему приходил и о нем была беседа.

42. Просите больного рассказать, только что прочитанное, услышанное по радио или увиденное в телепередачах, добивайтесь, чтобы он выделил основную мысль. Полезно также просить больного сделать рассказ по большой сюжетной картине или по последовательно расположенным рисункам.

43. Для тренировки памяти полезно заучивать стихи, номера телефонов, фамилии актеров и политических деятелей. Можно ненадолго показать рисунок со множеством деталей, а затем, убрав его, попросить вспомнить, что на нем было изображено.

44. Если больной отвечает не задумываясь, наобум, то надо спокойно, чтобы не вызвать раздражения больного, остановиться на ошибке, задать ему наводящие вопросы таким образом, чтобы он понял ошибку и исправил ее.

45. Если больной, не задумываясь, соглашается со всеми Вашими высказываниями, то полезно иногда предлагать ему заведомо ложные утверждения (например, у молодого больного спрашивать: «Тебе разве 60 лет?» или полувопросительно: «В году 13 месяцев?»)

46. Не получив ответа на вопрос, проявите настойчивость, повторяйте его несколько раз.

47. Во время беседы возвращайтесь к ее началу, научите больного удерживать смысл: беседы, делать выводы.

48. Осторожно напоминайте больному о произошедшем несчастном случае, последующих событиях. Спокойно обсуждайте с ним перспективы, планы на будущее. Периодически деликатно напоминайте ему о его дефектах, особенно если он беззаботен, пассивен и некритичен; добивайтесь, чтобы он сам мог перечислитъ все имеющиеся у него нарушения. В то же время постарайтесь успокоить его, если он слишком переживает свое состояние, внушайте ему уверенность, что если он будет заниматься, то он хорошо восстановится.

Главными, наиболее общими проблемами, встающими в процессе восстановления психической деятельности после длительных бессознательных состояний, являются:
1) пассивность больного: на Ваши действия, призванные ему помочь, больной либо никак не реагирует, либо даже оказывает сопротивление вплоть до агрессивности;
2) быстрая истощаемость психической деятельности — часто только на очень короткий срок удается получить какую-нибудь реакцию на Ваши действия, очень ненадолго — удержать его в какой-нибудь деятельности;
3) на более поздних этапах — некритичность к своему состоянию, игнорирование имеющихся дефектов.
Для преодоления этих трудностей необходимо постоянно проявлять терпение, внимание, настойчивость и такт, а также изобретательность: ведь все вышеперечисленные приемы являются лишь наиболее общим руководством к действию, необходимо подходить к ним творчески, совершенствовать описанные и придумывать новые.

Вам предстоит нелегкий труд, порой будет казаться, что результаты его мизерны, однако Ваши старания не будут напрасными: дело в том, что максимальный эффект восстановительного лечения наблюдается только при постоянных занятиях с больным. Если лечить только одними таблетками, пусть даже самыми дорогими, и при этом не активизировать больного вышеописанными приемами, то положительного результата ждать не приходится.